Эссе


«Если учитель имеет только любовь к делу,
он будет хороший учитель.
Если учитель имеет только любовь к ученику,
как отец, мать, - он будет лучше того учителя,
который прочел все книги,
но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам.
Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам,
он - совершенный учитель».
Л.Н.Толстой

Когда родился первый учитель на земле, к его колыбели спустились три феи. И сказала первая фея: «Ты будешь вечно молод, потому что рядом с тобой всегда будут дети». И сказала вторая фея: «Ты будешь красив мыслями и душой, потому что нет благороднее призвания, чем дарить своё сердце детям». И сказала третья фея: «Ты будешь бессмертен, потому что ты продолжишь свою жизнь в своих учениках».
На мой взгляд, в этой притче очень точно определена роль  учителя в жизни детей. Он по своей профессии - созидатель, ибо творит человека. По сути дела, смысл жизни педагога определяется не его личными победами, а тем, чего смогут достичь его ученики. Какими они станут, с какими мыслями и идеями они будут идти по жизни, что оставят после себя - таков итог профессионального пути педагога.
Мир стремительно изменяется: что-то прекращает свое существование, что-то появляется. Так и с профессиями. Одни безвозвратно исчезают, заменяются новыми, но есть среди них вечные, неподвластные времени, без которых не может существовать ни одно общество. На мой взгляд, среди огромного количества профессий, ответственных, необходимых, самым важным является труд учителя. С первого вступления ребенка на порог школы учитель становится всем для своего ученика: опекуном, наставником, примером для подражания, то есть фактически берет на себя роль родителя. Недаром учителя практически не произносят слово «ученики», а говорят «мои дети».
Быть учителем очень сложно, ведь он соприкасается с тонкой материей под названием человек, хрупкой и ранимой, особенно в детстве, поэтому далеко не каждый может взять на себя эту ответственность. Быть учителем - это дар природы, талант. Ведь, кроме знаний, полученных в стенах педагогических ВУЗов, необходимо еще любить и уважать детей и стремиться завоевать их ответные чувства. Любовь к себе, к жизни, предмету и к детям, на мой взгляд, самое важное качество учителя. Как говорил Василий Александрович Сухомлинский: «Педагог без любви к ребенку – все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета».
Я понимаю, что профессия учителя – это серьезный труд, прежде всего над самим собой: своим сознанием, своей волей, своими мыслями. И только научившись работать над собой, можно учить других, осознавая, что делаешь великое дело во имя будущего, ведь будущее – это дети.
 Учитель – это духовный наставник. Каждый день, заходя в класс, он должен заботиться обо всём и делать это с улыбкой на лице. А где же черпать силы и вдохновение? В самой себе, в детских глазах, смотрящих на тебя и выражающих целый букет чувств.  В школе есть все: есть радость и горечь, взлёты и падения, тепло учительских глаз и свет детских улыбок, бессонные ночи и уроки детских открытий. Тому, кто не постиг тайны нашей работы, она кажется будничной: дневники, тетради, журналы, уроки. А, по сути своей, она радостная, так как с нами рядом самые чистые и искренние люди - наши дети.
С выбором профессии у меня не возникло трудностей. Всегда хотела быть учителем, с самого детства. Любимой игрой была «игра в школу». Я была учителем, а младшие братишка и сестренка были моими учениками. Фактически я уже примеряла на себя роль учителя, делая уроки с младшей сестрой, а потом с младшим братом. Поэтому поступление в педагогический колледж, а потом в педагогический университет стало не только логичным продолжением учебы, но и воплощением детской мечты.
 Когда я впервые пришла в школу в качестве учителя английского и немецкого языков, мне было страшно.  Смогу ли я быть учителем? Как воспримут меня дети? Первые слова, помню, давались с трудом, голос дрожал. Со временем волнение исчезло, пришла уверенность. Я видела детские глаза, которые с интересом за мной следили и оценивали меня, а после поняла, что не ошиблась с выбором своего пути.
С чего начинается мой школьный день? С уроков. Чем заканчивается день для меня? Уроками. Казалось бы, замкнутый круг. Но в том-то и дело, что это круг, а не просто окружность. Он плотно заполнен разными событиями, приятными и не очень, встречами, интересными и скучными, замечаниями, моими и чужими, советами, нотациями (без этого не обойтись), разговорами, смехом, удивлением, шумными переменами, дежурством, совещаниями, собраниями, заседаниями… У меня бурная жизнь благодаря моей профессии. Мне некогда скучать.
Я люблю свой предмет и свою работу. Главной задачей для себя считаю — выполнять свою работу так, чтобы мой предмет дети любили так же, как и я. Найти общий язык с каждым учеником и не подавлять в нём инициативу – такова моя цель. Я стараюсь достичь той тонкой грани взаимопонимания, при которой дети видят в учителе не только наставника, но и друга, при этом не теряя к нему уважения как к старшему и как к педагогу. На уроках я не только улыбаюсь, бываю и требовательной, и строгой, заставляю думать каждого ученика, учу критически относиться к собственным мыслям и мыслям других, стараюсь, чтобы мои уроки были разнообразными, интересными.
Быть учителем для меня - это не профессия, это образ жизни, а мастерство не случайная удача, а систематический поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный тревожными раздумьями, открытиями, неудачами и победами, труд, в результате которого ты должен достичь успеха.  А в чем же он заключается? На этот вопрос мне бы хотелось ответить словами Конфуция: «Самое прекрасное зрелище на свете - вид ребёнка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему путь». И я верю, что смогу показать моим ученикам этот путь.

Каждый человек в своей жизни стремится быть счастливым, и я ощущаю себя счастливой: у меня замечательная семья, увлекательная профессия. Вокруг меня дети, и каждый из них - это интересный, увлекательный мир мыслей, переживаний, радостей и тревог. Я счастлива находиться в окружении этих миров и надеюсь на то, что смогу посеять  что-то разумное, доброе, вечное в мире каждого ребенка, потому что я – учитель!

Комментариев нет:

Отправить комментарий